Модификация лекарства от гипертонии нейтрализовала РНК коронавируса внутри клеток

Благодаря этому ученые надеются создать препараты, которые мешали бы SARS-CoV-2 размножаться в зараженном организме

© REUTERS/Euan RochaЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен...Показать скрытые ссылкиGoogle Новости

ТАСС, 26 ноября. Биологи выяснили, что после специальной модификации лекарство от гипертонии амилорид можно использовать для борьбы с коронавирусом нового типа. Частицы такого улучшенного препарата могут соединяться с РНК SARS-CoV-2 и блокировать сборку новых вирусных частиц в зараженных клетках. Описание исследования опубликовал научный журнал Science Advances.

На эту темуЧем всех так встревожил новый штамм B.1.1.529? Главное о пандемии из зарубежных СМИ

"Мы открыли первую молекулу, которая атакует именно вирусную РНК. Все остальные противовирусные препараты, в том числе ремдесивир, паксловид и молнупиравир, атакуют SARS-CoV-2 опосредованно, соединяясь с различными коронавирусными белками", – рассказала Аманда Харгроув, один из авторов исследования, профессор Университета Дьюка (США).

Еще до начала пандемии ученые заметили, что амилорид – лекарство от гипертонии и отека различных органов – могло соединяться с РНК вируса EV71, который вызывает у детей энтеровирусный везикулярный стоматит. Это натолкнуло исследователей на мысль, что амилорид можно модифицировать, чтобы его молекулы встраивались в нити РНК коронавируса нового типа и мешали последним встраиваться в оболочку новых вирусных частиц.

Руководствуясь этой идеей, Харгроув и ее коллеги создали два десятка разновидностей амилорида и проследили, как они взаимодействуют с копиями генома SARS-CoV-2. Оказалось, что три из них, DMA-132, DMA-135 и DMA-155, активно соединялись с РНК коронавируса и мешали ее молекуле принимать форму, необходимую для встраивания генома SARS-CoV-2 в его оболочку. Работу этих веществ ученые проверили на культурах легких человека, зараженных коронавирусом нового типа или вирусом простуды OC43.

Кроме того, ученые обнаружили, что молекулы модифицированного амилорида мешали клеточным системам считывать вирусную РНК и использовать ее для производства различных вирусных белков. Это дополнительно снижает шансы на то, что зараженная клетка начнет производить новые вирусные частицы.

Исследователи предполагают, что эти вариации амилорида будут аналогичным образом действовать и на другие коронавирусы, в том числе возбудителей атипичной пневмонии MERS и ближневосточной лихорадки MERS. Это связано с тем, что их молекулы соединяются с той частью коронавирусной РНК, которая критически важна для их размножения и поэтому она почти не меняется со временем.

В ближайшее время Харгроув и ее коллеги планируют создать новые, более действенные версии этих вариаций амилорида, способные подавлять размножение вируса в менее высоких концентрациях. Их создание откроет дорогу для клинических испытаний первых универсальных лекарств от большинства опасных коронавирусов, подытожили ученые.