Бразильскую окаменелость «разжаловали» из потерянных звеньев эволюции

Ранее Tetrapodophis amplectus считали промежуточным организмом между ящерицами и змеями

Бразильскую окаменелость "разжаловали" из потерянных звеньев эволюции

ОписаниеОкаменелые останки «первозмеи» Tetrapodophis amplectus© Ghedoghedo/CC BY-SA 4.0/Wikimedia CommonsЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен...Показать скрытые ссылкиGoogle Новости

ТАСС, 18 ноября. Повторно изучив окаменелые остатки "первозмеи" Tetrapodophis amplectus, найденные в 2015 году в Бразилии, палеонтологи пришли к выводу, что это существо было водоплавающей ящерицей, а не древней сухопутной змеей с еще не исчезнувшими конечностями. Выводы ученых опубликовал Journal of Systematic Palaeontology.

На эту темуПалеонтологи усомнились в различиях парантропов разных полов

"Змея с четырьмя лапами откроет многие тайны эволюции, однако для этого нужно найти настоящую четырехлапую змею. Главный вывод нашей работы заключается в том, что Tetrapodophis amplectus не змея. Все черты анатомии указывают, что она была ящерицей из семейства долихозавров", – объяснил один из авторов работы, профессор Университета провинции Альберта (Канада) Майкл Колдуэлл.

Окаменелые остатки Tetrapodophis amplectus палеонтологи во главе с Николасом Лонгричем. Эти остатки представляют собой отпечатки тела небольшой рептилии с рудиментарными лапами, которая предположительно была погребена заживо в своей собственной норе.

Некоторые особенности анатомии этого существа, в частности, длинное и узкое тело, заставили палеонтологов поверить, что они обнаружили "потерянное звено" между ящерицами и змеями. Тем не менее, открытие вызвало множество споров, так как почти все ученые до этого считали, что предки змей жили в воде, а не на суше.

Колдуэлл и его коллеги получили доступ к остаткам Tetrapodophis amplectus, которые с 2015 года хранились в частной коллекции, и заново исследовали их. Они обнаружили, что в описании анатомии Tetrapodophis amplectus было несколько ошибок, из-за которых первооткрыватели окаменелости ошибочно причислили ее к змеям.

Эти ошибки были связаны с тем, что Лонгрич и его коллеги изучили только одну из двух сторон отпечатка Tetrapodophis amplectus, в которой сохранился лишь череп рептилии. На второй половине окаменелости было множество отпечатков других костей скелета, по которым "первозмею" можно однозначно отнести к водоплавающим ящерицам.

Расчеты Колдуэлла и его коллег указывают, что Tetrapodophis amplectus относится к так называемым долихозаврам – мелким морским рептилиям, которые занимали в мезозойскую эру ту же экологическую нишу, что и современные морские змеи.

Все это, по мнению авторов исследования, говорит, что находка Николаса Лонгрича и его коллег не была "первозмеей". Это лишь один из самых маленьких долихозавров, которые населяли моря Земли в середине мелового периода.