Ученые выделили гены, связанные с высоким риском заражения африканским ВИЧ

Ранее уже было известно о связи этих генов с предрасположенностью к другим разновидностям вируса иммунодефицита человека

Ученые выделили гены, связанные с высоким риском заражения африканским ВИЧ

© Sean Gallup/Getty ImagesЧитайте ТАСС вЯндекс.НовостиЯндекс.Дзен...Показать скрытые ссылкиGoogle Новости

ТАСС, 23 ноября. Молекулярные биологи выяснили, что вероятность передачи африканских разновидностей ВИЧ сильнее всего зависит от того, есть ли у человека мутации в генах AP3B1, PRPRA и NEO1. Результаты исследования опубликовал научный журнал Proceedings of the National Academy of Sciences, кратко об этом пишет пресс-служба Университета ИТМО.

На эту темуКак математика помогла понять ВИЧ и СПИД. Отрывок из книги "Бесконечная сила"

"Еще в 1990-х годах ученые выделили около 50 генов, связанных с риском заразиться ВИЧ. Проблема была в том, что почти все исследования относились к белому населению США и Европы и варианту вируса HIV-1B. Нынешняя публикация посвящена самому масштабному исследованию жителей Африки", – рассказал один из авторов исследования, профессор Университета ИТМО (Санкт-Петербург) Стивен О'Брайен.

По статистике Всемирной организации здравоохранения, число носителей вируса иммунодефицита на Земле сейчас составляет около 37,7 млн. человек, больше 67% из которых живет в Африке. Число зараженных постоянно растет, что особенно характерно для самых бедных государств на юге континента.

О'Брайен и его коллеги решили выяснить, какие особенности ДНК африканцев делают их более или менее уязвимыми для HIV-1C – разновидностей вируса иммунодефицита, которые наиболее распространены на континенте. Исходные данные для исследования ученые получили от коллег из Ботсваны и США, которые на протяжении нескольких десятилетий наблюдают за здоровьем ботсванских женщин, в том числе 1,1 тыс. носительниц африканских разновидностей вируса иммунодефицита.

С помощью этих данных генетики оценили, как мелкие различия в структуре ДНК жительниц Ботсваны влияли на вероятность их заражения ВИЧ и дальнейшей передачи вируса. Для этого ученые сопоставили наборы мутаций в геномах уже зараженных участниц наблюдений и примерно семи сотен здоровых женщин из той же страны.

Оказалось, что больше всего на вероятность заражения и дальнейшей передачи вируса влияли разновидности в структуре трех генов, AP3B1, PRPRA и NEO1. Эти участки ДНК и ранее связывали с предрасположенностью к заражению ВИЧ как в популяциях выходцев из Африки в США, так и среди представителей других расовых и этнических групп.

Ученые надеются, что дальнейшее исследование работы этих генов поможет понять, как разновидности в их структуре способствуют проникновению HIV-1c в организм жителей Африки. Кроме того, исследователи надеются выяснить, существуют ли различия в характере его распространения по сравнению с другими штаммами вируса иммунодефицита. Это критически важно для выработки мер по сдерживанию мировой пандемии ВИЧ, подытожили О'Брайен и его коллеги.