Юрист Елена Баринова предупредила о приближении «часа икс», который изменит сложившуюся судебную практику по рассмотрению споров вокруг возврата средств за не состоявшиеся из-за пандемии туры. Она обратила внимание, что срок действия постановления № 1073, на основании которого туроператоры имели право отложить выплату денег, истекает 31 декабря. Это значит, что начиная с 1 января туристы, которые ранее безрезультатно обращались в суды, смогут вновь предъявить свои требования.
В 2020–2021 годах, опираясь на этот документ, судьи массово отказывали туристам в исках о взыскании стоимости туров или указывали в качестве даты исполнения требования 31 декабря, так как туроператорам до этой даты была предоставлена отсрочка. «Если туроператоры не вернут туристам деньги, они снова пойдут в суды, и на этот раз отказа уже не будет, ведь возникнет право требования», – пояснила TourDom.ru Елена Баринова.
Таким образом, в 2022 году розничным компаниям предстоит вновь пережить волну судебных тяжб: многие клиенты наверняка укажут в качестве ответчика как туроператора, так и турагента. Доказывать, что свои обязательства не выполнил именно поставщик, сформировавший турпродукт, а не розничный продавец, придется в таких случаях уже в суде.
Как и в прошлом году, снова возникнет вопрос, должны ли турагенты расставаться со своим заработком, ведь зачастую туроператоры готовы вернуть туристам стоимость тура за минусом агентского вознаграждения. «Если турагент повел себя грамотно, подготовился, аргументированно представил свою позицию, то, рассматривая иски туристов, суды агентское вознаграждение не взыскивают», – отмечает Елена Баринова. Но это не исключает возможных претензий к турагентам уже со стороны туроператоров.
Руководителям и собственникам розничных компаний она советует запастись терпением – второго круга разбирательств, похоже, не избежать, так как далеко не все туроператоры успеют рассчитаться с клиентами. Туристам, в свою очередь, стоит соизмерять свои претензии с буквой закона и судебными расходами. «Мне известен случай, когда только за составление претензии одна юридическая компания запросила с потребителя 47 тыс. руб. При этом их не волнует, что общая стоимость иска была 80 тыс. руб.», – привела пример Елена Баринова.
Ранее в редакцию неоднократно поступали обращения, из которых следует, что ряд туроператоров предлагают заведомо неподходящие для туристов варианты турпродукта, отказываясь вернуть деньги или ограничиваясь отписками. РСТ и «Турпомощь» обратились в правительство с просьбой продлить действие моратория на возврат средств за не состоявшиеся еще в прошлом году «ковидные туры». Однако в Альянсе туристических агентств объяснили, что это может иметь негативные последствия для отрасли.
Автор: Дмитрий Даниленко
Источник: tourdom.ru