Основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов рассказал в ходе прямого эфира на площадке TourDom.ru 17 ноября о том, с какими проблемами к нему обращаются турагенты после краха «Музенидис Трэвел».
Во-первых, по словам эксперта, некоторые турагенты не имеют на руках договоров либо платежных документов. Например, в том случае, когда расчет за тур шел с личных карт туристов на личную карту директора турагентства. Страховая имеет право не принять заявления без подтверждающего финансовый ущерб чека в адрес юрлица. Нередки случаи, когда расчеты велись напрямую в греческий «Музенидис», то есть оплата от турагентов шла на евровалютный счет. Российский туроператор этих денег не получал.
Еще одно тонкое место – страховая компания имеет право отказать пострадавшим, если увидит признаки некомплексного турпродукта. «Музенидис Трэвел» активно продавал размещение в Греции как отдельную услугу. «Тут получается непростая конфигурация. По идее в качестве туроператора по тем документам, которые я видел, выступают сами турагенты. Они приобрели у «Музенидис Трэвел» наземное обслуживание, а перевозку купили самостоятельно через систему онлайн-бронирования – т. е. сформировали турпродукт. Под страховой случай такие договоры также могут не попасть», – отмечает Георгий Мохов.
Большое количество различных вариантов правоотношений между турагентами, субагентами, системами бронирования и «Музенидисом» могут также помешать туристам получить страховые выплаты. Из-за этого многие партнеры туроператора рискуют «попасть под раздачу». Их клиенты, не получившие выплат или не удовлетворенные суммой компенсации, могут обратиться в суды. «Скорее всего, у всех есть свои юристы, которые чаще всего не имеют отношения к туризму. И они пойдут по обычному пути взыскания. Первое требование предъявят тому, кому оплачивался турпродукт», – прогнозирует юрист.
Некоторые турагенты уже понесли финансовые потери. «В 2020–2021 годах под давлением туристов они либо возвращали им деньги, либо доплачивали за туры по другим направлениям из собственного кармана. В итоге туристы услугу получили, благополучно слетали на отдых, а убытки понесли сами туркомпании. Однако обращаться за выплатами они не могут, так как по правилам страхования не считаются выгодоприобретателями.
Теперь во всех этих вопросах за короткое время должна разобраться страховая компания «ТИТ», которая ранее не имела опыта банкротств туроператоров. Как поясняет в комментариях к эфиру руководитель рабочей группы по страхованию ответственности туроператоров Всероссийского союза страховщиков, исполнительный директор ERV Юлия Алчеева, по закону в течение 20 дней идет сбор документов. Десять дней отводится страховщику на формирование реестра одобренных требований, и на 30-й день происходят сами выплаты.
От позиции СК «ТИТ» будет зависеть результат. Как ранее комментировал Георгий Мохов, страховщик может либо попытаться минимизировать свои потери и скрупулезно проверять все документы, либо, поняв, что придется выплатить всю сумму покрытия, не тратить на это время. В этом случае сумму выплат пропорционально разделят между всеми. Автор: Елена Талпэу
Источник: tourdom.ru